Игры, похожие на doom

Введение

Цель этого проекта — создание клона движка DOOM, использующего ресурсы, выпущенные вместе с Ultimate DOOM (версия со Steam).

Он будет представлен в виде туториала — я не хочу добиваться в коде максимальной производительности, а просто создам работающую версию, и позже начну её улучшать и оптимизировать.

У меня нет опыта создания игр или игровых движков, и мало опыта в написании статей, поэтому можете предлагать свои изменения или даже полностью переписать код.

Вот список ресурсов и ссылок.

Книга Game Engine Black Book: DOOM Фабьена Санглара. Одна из лучших книг по внутреннему устройству DOOM.

Doom WikiИсходный код DOOMИсходный код Chocolate Doom

Требования

  • Visual Studio: подойдёт любой IDE; я буду работать в Visual Studio 2017.
  • SDL2: библиотеки.
  • DOOM: копия Steam-версии Ultimate DOOM, нам из неё понадобится только файл WAD.

Мысли

Не знаю, смогу и я завершить этот проект, но приложу для этого все силы.

Моей целевой платформой будет Windows, но поскольку я использую SDL, будет просто заставить движок работать под любой другой платформой.

А пока установим Visual Studio!

Проект был переименован из Handmade DOOM в Do It Yourself Doom with SLD (DIY Doom), чтобы его не путали с другими проектами под названием «Handmade». В туториале есть несколько скриншотов, на которых он всё ещё называется Handmade DOOM.

1970-е: улучшения продолжаются

В 1975 году вышел первый текстовый квест Adventure для PDP-10, созданный программистом и по совместительству спелеологом Уильямом Краутером. В приключении, которое распространялось через ARPANET, улавливался дух настольной игры Dungeons & Dragons. Игру заметил американский программист Дон Вудс — спустя год он усовершенствовал игру с согласия автора. Дон частично изменил повествование и добавил ролевые элементы из D&D. Новая версия получила название Colossal Cave Adventure, и в дальнейшем многие разработчики текстовых квестов ориентировались именно на неё.

Примеры различий текстового содержания Adventure и Colossal Cave Adventure. Скриншоты: Dennis Jerz / Semantic Scholar
Примеры различий текстового содержания Adventure и Colossal Cave Adventure. Скриншоты: Dennis Jerz / Semantic Scholar

«В Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета (место работы Вудса в тот момент. — Прим. автора) компьютеры работали на другой операционной системе, но это не помешало запустить ту игру. Поиграв, я обнаружил в ней несколько багов и мест, откуда нельзя выбраться. <…> У меня сразу появились идеи, как можно усовершенствовать Adventure и сделать её более цельной».

Дон Вудс,Интервью для проекта GET LAMP, сентябрь 2012 года

BioShock 1-2 (2007-2010)

Подводный город Восторг, который некогда должен был стать идеальным местом пребывания для избранной элиты, в итоге превратился в кошмарную обитель безумцев и обреченных, чья изуродованная психика и внешность стали результатом безмерного употребления вещества под названием Адам – местного наркотика, дарующего небывалые сверхчеловеческие способности.

Главный герой попадает в город после крушения лайнера, и теперь вынужден пробиваться через толпы агрессивных мутантов, используя для этого необычное оружие, различные полезные предметы и плазмиды – генетические модификации на основе Адама, наделяющие своего владельца новыми пассивными и активными способностями.

BioShock 2 является прямым продолжением первой части (события разворачиваются 8 лет спустя), в котором игрок берет на себя роль одного из «Больших папочек», отличающегося от всех остальных моделей собственной волей и памятью.

Одна из самых сильных антиутопических игр и один из самых необычных шутеров (относится к обеим частям), созданный под влиянием System Shock, из которого разработчики позаимствовали немало идей. В 2016 году вышел ремастеред этих двух частей, заменивший оригиналы в цифровых магазинах.

Rage 2

Один из самых свежих тайтлов на данный момент, который продолжает историю постапокалиптического мира. Многие игроки отмечают, что в этой игре, похожей на Doom, значительным плюсом стала возможность стрелять во все, что движется и не движется.

С момента событий первой части прошло уже три десятка лет. Огромный метеорит обрушился на планету, уничтожив практически все человечество. Оставшиеся в живых люди разделились на группы и образовали банды

Эти кровожадный убийцы не щадят никого, а правящие чины лишь на свои проблемы обращают внимание. Вот и Уокер, главный герой, решает, что такому порядку нужно положить конец

Будучи последним рэйнджером, он не согласен нынешним положением вещей. В связи с этим, чтобы укрепить свою власть, Правительство уничтожает его дом. Уокер чудом остается в живых. Теперь его главной целью становится война, где справедливость просто обязана восторжествовать, а он станет разящим мечом в ее руках.

Геймплей и управление в игре, похожей на Doom, будет знакомо любому, кто хоть раз играл в шутеры от первого лица. Единственным отличием от именитого Дума здесь стал сеттинг — вместо пришельцев и адских чудовищ здесь только бандиты. Зато у главного героя есть множество способов расправиться со своими недругами. Плюс ко всему, имеется активный навык, заключающийся в неординарных способностях Уокера.

Некоторые игроки негодовали по поводу того, что игровой мир, хоть и большой, но совершенно пустой. Большие локации не насыщены событиями, как например, в том же Far Cry 5 или Borderlands 3. Но нельзя не отметить красочную цветовую гамму, предающей игре особый подчерк.

Оценка игры

Геймерское сообщество встретило DOOM 4 благосклонно. В Steam игра получила 92% положительных оценок.

Ее плюсы:

  • хорошо детализированные и по-настоящему жуткие монстры,
  • выдержанность в духе мрачной атмосферы оригинального DOOM,
  • хорошая производительность,
  • динамичный геймплей,
  • брутальность и «кровавость», как и подобает игре данного жанра,
  • интересный дизайн уровней.

К единственному минусу игры относят «никакой» многопользовательский режим, но DOOM 4 изначально и не «затачивался» под него.

По состоянию на 31 мая 2016 года продано более полумиллиона копий игры.

В целом, у Bethesda и id Software получился качественный продукт: безумная, но сбалансированная смесь платформера, FPS, исследования, приправленная мрачным антуражем преисподней. У DOOM 4 определенно есть свое лицо, которое не спутать ни с каким другим.

STRAFE

Базовый геймплей этого инди-шутера очень похож на легендарные Дум и Квейк – знай себе расстреливай вражин из дробовика, пулемета или любого другого из 30 доступных видов оружия и ищи выход из запутанного лабиринта комнат. Вот только уровни здесь генерируются процедурно, а значит, каждый секретик придется искать заново.

Главное отличие STRAFE от классических шутеров – умереть здесь можно очень быстро, а после каждой смерти уровень генерируется заново, и проходить его придется с самого начала.

Несмотря на нарочитую олдскульность и даже примитивность графики, игра достаточно требовательна к ресурсам компьютера, зато отлично сочетается со шлемами виртуальной реальности а-ля Oculus Rift.

Серия Halo

Halo разом напоминает целую кучу поп-культурных явлений: тут есть что-то и от культового фильма «Звездный десант», и от близзовской RTS Starcraft, и от вороха шутеров-предшественников вроде Quake и Half-Life. Русскоязычная аудитория редко видит упоминания о серии Halo, вероятно, это связано с тем, что игра долгое время была эксклюзивом Xbox. Однако шутер заслуженно занимает место среди лучших представителей жанра всех времен.

Именно в Halo игрок впервые встретился с механикой, которая требует носить ограниченное количество пушек, а не прятать весь арсенал за поясом. Еще Halo может похвастаться одними из самых масштабных перестрелок, в которых принимает участие огромное количество гуманоидов и техники. Не стоит забывать и об очередном прорыве в технологиях искусственного интеллекта, враги тут точно не дадут заскучать. А лор и мироустройство Halo уже настолько расширились за десяток с лишним игр, что не всякая MMORPG будет готова предложить нечто соразмерное.

Quake Champions

Первая игра, похожая на Doom, действия которой происходят на разных локациях. Сюжетной линии, и вообще какого-либо повествования, здесь нет. Зато игра может похвастаться обалденной реализацией сражений в различных режимах. Но обо всем по порядку.

Разработали эту игру, похожую на Doom, легендарные мастера своего дела. А именно — id Software. На их счету огромное количество линейных и зрелищных шутеров, которые всегда пользовались завидной популярностью у игроков. Нет такого геймера, который бы хоть раз в жизни не прошел игру от этих талантливых разработчиков.

Вместо стандартной сюжетной линии в игре, похожей на Doom, разработчики предлагают нам сражаться за свою жизнь в различных режимах. Всего их пять, но есть и постоянно изменяющийся режим — аркадный. Также можно создать матч, используя, так сказать, пользовательские настройки.

Что касается игровых персонажей, то их аж 16. Выбирать определенного героя нужно, опираясь на собственный опыт в таких играх. Дело в том, что каждый из них обладает уникальными способностями в количестве двух штук. Она из них пассивная (отражает суть персонажа и его место в команде), а другая — активная (перезаряжаемый навык, наносящий вред противнику).

Очень интересная игра, похожая на Doom, способная скрасить любой вечер и скучные посиделки с друзьями.

Серия Left 4 Dead (2008-2009)

Серия шутеров от первого лица, ориентированная на кооперативное прохождение (до 4-х игроков). Вам предстоит противостоять полчищам быстрых и кровожадных зомби и различным мутантам. Геймплей включает прохождение сценариев, содержащих по 3-5 миссий, суть которых сводится к выполнению несложных задач на пути к безопасному пункту.

В Left 4 Dead вас ожидает безостановочный, кровавый экшен. Зомби быстрые, но вы можете разорвать их в клочья, используя внушительный арсенал холодного и огнестрельного оружия. В играх важна командная работа – сильные мутанты могут запросто вывести вашего союзника из строя, особенно если он бродит в одиночку.

Серия BioShock

BioShock — не самый лучший «чистокровный» шутер, но элементы других жанров делают его поистине уникальной игрой! В творении 2K Boston сочетаются фишки RPG с использованием местной «магии» и прокачкой оружия, элементы хоррора с жуткими образами местных мутантов Больших Папочек и Маленьких Сестричек и даже отголоски какого-нибудь трактата, затрагивающего философские и политические проблемы. Станьте гостем утопического подводного города Восторг и разгадайте его таинственные секреты. Или побывайте в небе, в буквальном смысле этого слова, посетив летающий город Колумбия.

Шутеры «всех времен» появляются не каждый день, так что эта подборка еще долго сохранит свою актуальность. Ознакомьтесь с классикой, ведь новинки 2021 года от вас никуда не убегут!

Оригинальный Doom можно считать инди-игрой

На момент выхода Doom была технически сложной игрой. Детализированные уровни, механика стрельбы и разнообразие демонических противников были созданы командой из 15 человек. В ранние годы игровой индустрии команда такого размера не была чем-то необычным, но это означало, что у каждого участника было гораздо больше работы. Про многомиллионные бюджеты не было и речи. Почти каждую игру того времени можно сравнить с тем, что сейчас называют инди-играми и Doom не исключение.

Примечательно, что у команды тогда был небольшой офис рядом с кабинетом стоматолога. Постоянное жужжание бормашины было настолько громким, что разработчикам приходилось включать музыку на полную, чтобы заглушить шум. Возможно это как-то повлияло на команду и саму игру, особенно на образ какодемонов с их жуткими зубами.

Фото: gamingrebellion.com

7 Star Wars Jedi Knight: Dark Forces 2 (1997)

В то время как первую игру Dark Forces следует рассматривать как нечто большее, чем просто Doom со штурмовиками, вторая, тем не менее, значительно улучшила ее. Star Wars Jedi Knight: Dark Forces 2 была и, возможно, всегда будет вершиной шутеров от первого лица по «Звездным войнам».

Его полнометражные видеоролики в сочетании с обширными уровнями, подробным лором и интересными персонажами делают время, проведенное в глубоко захватывающей вселенной Звездных войн, поистине захватывающим. В нее все еще стоит сыграть сегодня — хотя бы для того, чтобы испытать увлекательное повествование — поскольку она абсолютно верна.

1960-е: коллаборация хакеров

Первая в истории видеоигра «Spacewar!». Фото: Wikimedia Commons

Исторически сложилось так, что моды тесно связаны с хакерской деятельностью. Программисты-любители нередко экспериментировали с исходными кодами игр. Удивительно, но подобное практиковали ещё в 1960-х годах прошлого столетия. Стив Рассел, один из представителей студенческой организации Tech Model Railroad Club (далее — TMRC) в Массачусетском технологическом институте (MIT), разработал программу, которая помогла бы раскрыть потенциал компьютера PDP-1. Так появилась одна из первых компьютерных игр Spacewar! (1962), где игрок управлял космическим кораблём в невесомости. Примитивная «леталка» получила широкое распространение и была установлена в каждом американском вузе, где был компьютерный класс с PDP-1.

Алан Коток, Стив Рассел и Мартин Грец играют в Spacewar! в Бостонском компьютерном музее. Фото: Computer History Museum

«Как и хакерский ассемблер и музыкальная программа, Spacewar! не продавалась. Её клали в ящик стола вместе с прочими программами, и любой мог взять её оттуда, повертеть в руках и переписать так, как ему хотелось бы. Усилия группы, когда несколько человек шаг за шагом улучшают программу, вполне могут быть серьёзным аргументом в пользу хакерской этики хотя бы потому, что необходимость вникнуть в природу вещи и сделать её лучше приводит к ощутимым улучшениям качества этой вещи. И, конечно, всё это сопровождалось весельем и доставляло огромное удовольствие».

Отрывок из книги «Хакеры: герои компьютерной революции» Леви Стивена (1984)

Если Стив Рассел отвечал за основную механику, то остальные элементы доработали другие участники TMRC: Пит Сэмсон подключил генерацию звёзд на фоне, Дэн Эдвардс провёл вычисления гравитации. Остальные хакеры добавили кнопку гиперпространства и даже сделали примитивные контроллеры из разобранных деталей для более комфортного геймплея. Финальная версия Spacewar! — не просто результат коллективной работы энтузиастов из MIT, это первый в истории пример моддинга.

Rage

«Ярость» – гибрид Безумного Макса, Фаллаута и, конечно же, Дума, ставший плодом совместных трудов id Software и Bethesda. Здесь вас ждет множество видов оружия, знакомого по играм серий Doom, Quake и Wolfenstein, а также возможность сразиться с противниками как в режиме шутера, так и в гонках на выживание по постапокалиптическим пейзажам Земли, пережившей столкновение со смертоносным астероидом Апофисом.

80% людей погибли за первые дни после катастрофы, а выжившим приходится бороться за существование в пустошах, по которым рыщут бандиты и радиоактивные мутанты. Добытые в сражениях деньги можно тратить на новые пушки или тюнинг своего транспорта.

Само собой, все это безумие творится в огромном открытом мире, насыщенном множеством побочных квестов.

WRATH: Aeon of Ruin

WRATH: Aeon of Ruin – проект от студии 3D Realms, создавшей незабвенного «Дюка Нюкема». Игра выполнена на движке первого «Квейка», и в целом максимально точно соответствует жанру ретро-шутер: быстрый, яростный и не содержащий лишних элементов вроде прокачки, длинных кат-сцен и персонажей со сложным характером.

Если говорить о сюжете, то это скорее Heretic или Painkiller, однако по темпу геймплея WRATH: Aeon of Ruin ближе к Doom. Впрочем, с тем же успехом его можно причислить к похожим на Quake, Blood, Unreal и другие классические шутеры, которые, в общем-то, очень похожи друг на друга.

Серия S.T.A.L.K.E.R. (2007-2009)

Серия шутеров от GSC Game World, включающая в себя три оригинальных игры и множество интересных фанатских модификаций, скачать которые можно совершенно бесплатно.

Действие франшизы происходит в вымышленной «Зоне», ставшей продуктом слияния идей из романа «Пикник на обочине» и собственных авторских задумок разработчиков, возникших под впечатлением от реально существующей вокруг ЧАЭС зоны отчуждения.

По сюжету «Зона» — аномальное место, возникшее после аварии на Чернобыльской АЭС, полное жутких ловушек-аномалий, мутантов, мародеров, охраняющих зону военных и прочих опасностей. Несмотря на это, сюда устремляются десятки искателей наживы и острых ощущений, а также множество идеалистов, мечтающих либо освоить «Зону» и поставить ее на службу человечеству, либо оградить мир от ее влияния. В общем, у каждого свои цели и взгляды на «Зону», в зависимости от которых они объединяются в различные группировки. Или же остаются стакерами-одиночками.

Оригинальная концепция и ни на что не похожая атмосфера, увлекательный геймплей, удачно объединивший в себе элементы FPS и RPG, открытый мир, большое количество заданий, непохожие фракции, опасные разнообразные враги и многое другое – все это позволяет включить игры серии S.T.A.L.K.E.R. в топ старых шутеров на ПК.

Почему моддинг остается нишевым направлением?

Промоарт DayZ. Изображение: официальный арт к игре DayZ / Bohemia Interactive

Современные программы и гибкость движков позволяют моддерам минимизировать затраты при создании контента. Популярность игр, авторы которых лояльны к модификациям, говорит о том, что моддинг вполне может стать мейнстримом. Но сейчас это всё ещё невозможно, и тому есть причины.

Согласно графику, опубликованному на ресурсе Master The Meta в 2014 году поисковые запросы названия игры TES5: Skyrim значительно превышали запрос модов для неё, но сейчас ситуация изменилась в противоположную сторону. Сегодня людям больше интересны модификации, чем некогда популярная игра.

Легальность. Политика разработчиков популярных игр может оттолкнуть создателей контента. Например, в начале 2020 года Blizzard обновила политику допустимого использования пользовательских игр, уточнив, что права на кастомные разработки не принадлежат игрокам. Присваивание чужих идей в данном случае — не лучшая мотивация для реализации задумок поклонников.

Доступность. Далеко не каждый разработчик готов предоставить внутриигровой инструментарий пользователям, как это в своё время сделали создатели DOOM. Моддеры вынуждены до сих пор прибегать ко взлому и использованию неофициального ПО. Такой моддинг нелегко освоить новичку из-за технических сложностей.

Распространение. У большинства аналогов Steam отсутствует функция автоматической загрузки модификаций. Поэтому, если пользователь приобрёл игру на другой платформе, он вынужден устанавливать мод вручную с тематического сайта. Однако год назад ситуация стала меняться. Так в приложении Xbox для Windows появилась возможность установки мода для игры, купленной в Microsoft Store.

Кросс-платформа. В 2016 году Bethesda разрушила миф о том, что моды существуют только для PC-версий, предоставив игрокам возможность загружать пользовательский контент для Fallout 4 и Skyrim на Xbox One и PlayStation 4. Однако стоит учесть, что каждый из этих модов прошёл строгую модерацию, а это значит, что в списке окажутся далеко не все творения сообщества. Это не единственный случай кросс-платформенной интеграции: в 2019 году Paradox Interactive и Microsoft сделали доступной загрузку модов для Surviving Mars без предварительного отбора. Аналогичное преимущество появилось у Skater XL, а затем и в Space Engineers. Когда остальные разработчики подхватят эту тенденцию — неизвестно.

Монетизация. Сейчас моддинг — всё ещё деятельность на добровольных началах. В некоторых случаях возможны авторские отчисления, как в «Мастерской Steam». Скандальная ситуация с платными модами для Skyrim показала, что пользователи не готовы платить за контент для игр, в которых модификации достаточно распространены. И в то же время на тематических форумах нередко можно встретить запросы (иногда платные) о взломе и извлечении данных из игр, где отсутствует поддержка модов.

Внутриигровые инструменты для создания модификаций эффективны для вовлечения комьюнити и продления срока жизни продукта. В совокупности это позитивно влияет на дальнейшее развитие игры. У пользовательского контента большой потенциал, ему лишь нужно преодолеть вышеперечисленные сложности. Чем больше разработчиков пойдёт навстречу сообществу, тем быстрее моддинг продолжит эволюционировать и влиять на индустрию в целом.

А пока пользователи создают контент для любимых игр в меру своих возможностей. Что можно заменить в игре, с чего начать и где разместить своё творение? Об этом мы расскажем в следующем материале цикла.

Quake 4 (2005)

Если говорить о классических шутерах, то грех не упомянуть линейку Quake, популярность которой в свое время была сравнима с той, что заполучила DOOM. Правда, разработаны эти игры одной и той же компанией id Software, поэтому о конкуренции речи быть не может.

Quake 4 – это научно-фантастический шутер от первого лица, отправляющий игрока в далекий 2245 год. В роли десантника спецотряда «Носорог» геймер попытается спасти землян от армии планеты Строггос, в которую вошли киборги, механоиды и даже некоторые жители Земли.

От одной части к другой Quake менялась в графическом плане, но геймплей оставался неизменным – он включает классические быстрые перестрелки с использованием разнообразного оружия.

Wolfenstein: The Old Blood

С самого начала существования Wolfenstein тесно конкурировал с Doom. Wolfenstein 3D вышла раньше Doom, но редко получает заслуженную оценку. Разнообразие оружия, возможно, является главным достоинством Wolfenstein: The Old Blood.

К сожалению, Wolfenstein: The Old Blood — не самая приятная игра про Вольфенштейна из всех, что были выпущены. Такие игры, как Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein II: The New Colossus имели лучшее повествование и были более увлекательными. Это не помешает многим насладиться Wolfenstein: The Old Blood такой, какая она есть: захватывающий шутер от первого лица с увлекательной одиночной кампанией.

Серия DOOM

Началось все в 1992 году с Wolfenstein 3D, но только спустя год компания id Software закрепила успех и выпустила DOOM. Разработчики учли все ошибки прошлой игры, сделали уровни интереснее и больше, отполировали ИИ, а отряды нацистов заменили ордами демонов. Благодаря этим детищам id Software обрисовался жанр, который в наши дни снисходительно называют бумер-шутером, но не стоит недооценивать старичка!

DOOM (2016) и DOOM Eternal мягко перезапустили серию и вернулись к истокам. Теперь в играх можно вновь весело рвать демонов на мелкие кусочки под зубодробительный метал в саундтреке. Однако у нового DOOM появилось больше общего с Serious Sam, чем с культовым прародителем.

Начало расцвета жанра

В 1991 году малоизвестная студия id Software выпустила 3d шутер Hovertank 3D, который отличался хорошей по меркам эпохи графикой, отличной производительностью и реалистично покачивающейся при движении камерой. Следующим проектом игроделов стал FPS Catacomb 3D, где впервые в жанре появилось оружие, расположенное по центру экрана (точнее, рука, выстреливающая во врагов файерболлами и молниями), а также присутствовали элементы, позже ставшие неотъемлемой частью шутеров на долгое время – речь идет о знаменитых разноцветных ключах, которые необходимо было собирать на локации, чтобы попасть в запертые зоны и продвинуться дальше по сюжету.

Catacomb 3D, 1991

Настоящей же «бомбой», положившей начало расцвету жанра first-person shooter, стал Wolfenstein 3D – шутер от все той же студии id Software, предлагающий сражаться с нацистами в таинственном замке Вольфенштейн. Игра отлично работала даже на не самых мощных компьютерах, демонстрируя передовую графику – секрет заключался в хитрой технологии, создававшей иллюзию трехмерного пространства при, по сути, двухмерном изображении.

Wolfenstein 3D, 1992

Этот проект сделал разработчиков настоящими рок-звездами, но статус небожителей игровой индустрии им дал следующий шутер – легендарный Doom, вышедший в 1993 году. Мрачная атмосфера, динамичный геймплей, продвинутый ИИ, качественный звук, запутанные уровни, мультиплеер – продажи шутера взлетели до небес, а в обществе начались обсуждения о возможном вреде от жестоких игр. В 1994 году вышла вторая часть серии – Doom II: Hell of Earth, где было все то же самое, только больше и лучше.

Doom, 1993

Следующие 2 года подарили геймерам еще несколько интересных проектов: студия Rebellion выпустила один из первых консольных шутеров под названием Aliens vs Predator, команда Apogee Software представила боевик Rise of the Triads, где можно было играть несколькими персонажами, а Bungie в FPS Marathon реализовала интересный сюжет – до этого представители жанра не считали нужным рассказывать игрокам интересную историю, а один из основателей id Software Джон Кармак считал, что сюжет в шутере должен занимать не больше пары строчек текста.

Marathon, 1994

Новой вехой в развитии жанра FPS стал вышедший в 1996-м Duke Nukem 3D, творение студии 3D Realms (она же Apogee Software в прошлом). Этот проект покорил геймеров брутальным главным героем, который насмехался над поверженными врагами и развлекался со стриптизершами, а также инновационным управлением камерой и прицеливанием при помощи мыши. Бонусом шла возможность расколотить все расставленные на локациях объекты, а также инструментарий для создания пользовательских уровней, подталкивающий игроков для создания модификаций к игре.

Duke Nukem 3D, 1996

Но недолго Дюк Нюкем упивался славой: в этом же году состоялся релиз шутера Quake от id Software. Здесь уже было честное 3D, а спрайтовые модели были заменены на полигональные, что сказалось и на системных требованиях игры – компьютеры, с легкостью тянувшие Doom и Duke Nukem 3D, буквально задыхались под тяжестью Quake. Таким образом, игра дала толчок к развитию графических 3D акселераторов или, говоря современным языком, видеокарт.

Quake, 1996

Также Quake повлиял на популяризацию мультиплеера: возможность играть не только в локальной сети, но и через интернет стала огромным прорывом для игровой индустрии, а множество уникальных геймплейных возможностей привлек в проект огромную аудиторию – именно отсюда произошли такие термины, как «рокетджамп», «распрыжка», «кемпер», «стрейф».

1998 год дал старт трем новым франшизам, оказавшим огромное влияние на развитие жанра «шутер». Студия Epic Games выпустила FPS Unreal, который, в соответствии со своим названием, выдавал нереальную для своего времени картинку (и нещадно тормозил даже на топовых системах). Компания NovaLogic разработала проект Delta Force, задавший старт поджанру «тактический шутер».

Unreal, 1998

Третьей же новой игрой стала легендарная Half-Life от студии Valve. Геймеры были поражены драматичным сюжетом, органично встроенным в игровой процесс, харизматичными героями и отличной атмосферой. При этом игроделы не забыли о качественном экшене, а также реализовали неплохой мультиплеер, который позже был дополнен мододелами – именно из пользовательских модификаций к Half-Life «выросли» такие громкие проекты, как Counter-Strike, Team Fortress Classic, Day of Defeat, Deathmatch Classic.

Half-Life, 1998

1 Half-Life (1998)

Кажется, у Valve было неплохое десятилетие в &#39 90-х, когда они выпустили легендарную Team Fortress и Half-Life. Выпущенная ближе к концу десятилетия, Half-Life до сих пор служит основой и шаблоном для повествовательных шутеров от первого лица. Феноменальный дизайн уровней, захватывающее повествование и стойкий молчаливый главный герой сотни раз повторялись в истории видеоигр.

Half-Life — одна из самых играбельных игр с ‘ 90-х годов, поскольку его философия дизайна не слишком отличается от философии разработчиков. подходы к дизайну видеоигр сейчас. Кроме того, эту игру столько раз переделывали и модифицировали, что существуют десятки версий этого уникального и запоминающегося шутера.

Пришёл, увидел, надрал задницу

К 1996 году Apogee Software зарегистрировала торговый знак 3D Realms — именно это подразделение разработало и издало третью часть приключений Дюка. В Duke Nukem 3D серия наконец превратилась в шутер от первого лица, а сам герой стал тем самым Дюком, которого мы знаем.

Сама игра сильно отличалась от главных конкурентов: Doom и Quake. Вместо серьёзных игр id Software, 3D Realms предлагала по-настоящему безудержное веселье. Инопланетных тварей можно было осыпать градом ракет, паря на джетпаке, взрывать бомбами-липучками или просто запинывать ногами. Причём большую часть времени мы занимались этим не где-нибудь на марсианской базе или в готическом замке, а на вполне современной нам Земле: с парками развлечений, магазинами и порно-кинотеатрами.

В баре не возбранялось поиграть в бильярд или посмотреть по телевизору сцену погони полиции за О. Джеем Симпсоном (O. J. Simpson), а в стрипклубе — оделить танцовщицу долларом или спеть в караоке Born to Be Wild. Именно интерактивность игрового мира, где для восстановления здоровья можно было отхлебнуть из питьевого фонтанчика, а главный герой (редкое по тем временам дело) отражался в зеркале, и была главной фишкой Duke Nukem 3D. Именно она позволила игре на равных конкурировать с Quake — очень технологичным и драйвовым, но далеко не таким обаятельным и местами слишком суровым шутером.

А эти комментарии спасителя человечества, озвученного бессменным Джоном Сент-Джоном (Jon St. John)? Задержитесь перед зеркалом, и Дюк начнёт самолюбование: «Чёрт возьми… Я хорошо выгляжу». Отложите на секунду джойстик в сторону: «Чего ты ждешь? Рождества?». Взгляните на автомат, где запущена игра Duke Nukem 2: «Хмм, у меня нет времени играться с самим собой».

А какие только фразочки не летели в сторону врагов! «Мой сапог, твоё лицо — идеальная пара». «Твоё лицо, твоя задница, в чём же разница?». «Меня зовут Дюк Нюкем — и я пришел за вами, инопланетные ублюдки!» А после победы над боссом Дюк делал из головы зловещего инопланетянина… унитаз и усаживался на него с газетой в руках. Неудивительно, что пришельцы убрались куда подальше.

В итоге синтез бодрого геймплея, отличного левелдизайна и харизмы Дюка подарил нам одну из лучших игр того времени. При бюджете примерно в триста тысяч долларов игра продалась тиражом около трёх с половиной миллионов копий. Оценить её можно и сегодня, ведь в 2016 году вышло переиздание Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour. Да, вечная классика и по сей день не утратила актуальность.

Call of Duty: Black Ops (2010)

Black Ops, вышедшая в 2010 году, сумела стать одной из наиболее успешных компьютерных игр по части продаж – уже в первый день после релиза было реализовано более 5 000 000 копий.

По части зрелищности, играбельности и увлекательности сюжета игра, как минимум, не уступает своим предшественницам. Действие происходит в самый разгар Холодной войны, при этом в сюжете присутствует изрядная доля художественного вымысла и даже элементы мистики и фантастики. Никуда не делись присущие серии ураганные перестрелки с использованием тяжелого оружия и техники в том числе, захватывающие дух погони и ослепительные взрывы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kingame
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: