Панкуют все: феномен cyberpunk 2077 и взлет игровой индустрии

Наркотики

В любом уважающем себя произведении, которое претендует на звание киберпанка, хотя бы вскользь, но должны быть упомянуты наркотики. Это могут быть и безобидные легальные стимуляторы, и лютые вещества, буквально инвалидизирующие бедные слои населения.

И нередко всё это добро может сочетаться с пресловутой кибернетикой. Так, в той же трилогии Shadowrun повсеместно можно встретить наркоманов, которые подсели на симы — наркотики виртуальной реальности, которые по сути являются всё той же матрицей Вачовски.

Дело в том, что по сюжету наркоманы нарочито подсаживаются на виртуальные утопии ввиду страшных бед в реальном мире, с которыми они не могут справиться. Одной такой аркой стала встреча с женщиной, которая сознательно навсегда ушла в мир виртуала, потому что потеряла своих детей. Виртуальный мир позволяет ей «воссоздать» свою семью.

Можно вспомнить и модулятор настроения Пенфилда, который был описан в романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Модулятор позволяет задать себе нужное настроение, и неудивительно, что это устройство используется в мире Дика повсеместно, по сути представляя из себя синтетический наркотик, на который подсаживаются.

И такая презентация виртуальных наркотиков поднимает намного более сложные вопросы, чем классическая «Матрица» Вачовски. Например, вопрос о свободе выбора. Такие темы затрагивает лишь «Матрица: Воскрешение», где впервые за серию герои задаются вопросом, этично ли выдёргивать из матрицы людей, которые, может, этого и не хотели бы.

Про киберпанк

Киберпанк представляет одновременно страстное желание человека прикоснуться к новым технологиям и страх перед прогрессом. Это касается виртуальной реальности, искусственного интеллекта и прочих инновациях в сфере биотехнологии и кибернетики.

Впервые о киберпанке в кино можно было услышать в начале 1980-х. Сюжеты фильмов в этом жанре, как правило, построены вокруг проблем, связанных с хакерами, искусственным интеллектом и могущественными корпорациями. Также они чаще всего относятся к ближайшему будущему нашей планеты, нежели далёких перспектив или путешествий к иным планетам.

На сегодняшний день ивестно немало кинолент в жанре киберпанк, некоторые из которых будут понятны и хорошо приняты лишь узкому кругу любителей научной фантастики.

Однако есть и такие фильмы, которые понравятся неискушенному зрителю. Мы собрали для вас самые лучшие фильмы из данного жанра.

Топ 3 лучших фильма в стиле киберпанк

3. Бегущий по лезвию (Blade Runner)

Кинопоиск: 7.677 IMDb: 8.20


Год: 1982

Возможно, для любителей научной фантастики не будет сюрпризом, что в список трёх лучших фильмов в жанре киберпанк входит лента «Бегущий по лезвию», ведь её считают культовой, зародившей моду на киберпанк.

Стоит отметить, что данный фильм основан на романе Филипа Дика под названием «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Сюжет разворачивается вокруг детектива полиции Лос-Анджелеса Рика Декарда. Его восстанавливают в должности, чтобы найти и уничтожить репликантов, то есть людей, созданных искусственным путём. Ему нужно отыскать несколько киборгов, которые сбежали из космической колонии и прибыли на Землю.

Но для начала ему необходимо выяснить мотивы киборгов. Зачем они желают встретиться с главой корпорации, которая занимается исследованием кибернетического интеллекта.

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию»

2. Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049)

Кинопоиск: 7.625 IMDb: 8.00


Год: 2017

Действие фильма разворачивается в недалеком будущем, где Землю населяют как обычные люди, так и репликанты, которых создают для выполнения самой сложной работы. Сюжет закручивается вокруг офицера полиции по имени Кей. Его работа – контролировать репликантов в мире, где начинает нарастать напряжения, и где всё сложнее хранить секреты от репликантов о том, кто они на самом деле.

В какой-то момент он узнаёт секретную информацию, которую репликанты не должны обнаружить, иначе начнётся война против людей. Чтобы разгадать одну тайну, связанную с репликантами, и спасти человечество, ему нужно найти Рика Декарда, ранее служившего в специальном подразделении полиции. Сделать это непросто, ведь он исчез, и никто уже много лет о нём не слышал.

Трейлер фильма «Бегущий по лезвию 2049»

1. Матрица (Matrix)

Кинопоиск: 8.491 IMDb: 8.70


Год: 1999

Наверное, в мире нет любителей кино, которые не смотрели бы этот культовый фильм. Его смотрят и пересматривают до сих пор, а некоторые его элементы даже можно встретить в повседневной жизни, например, термин «красная и синяя таблетки».

Но в год, когда вышел этот фильм, никто и не подозревал, что он станет настоящим шедевром в жанре киберпанк. Стоит отметить, что братья Вачовски вдохновились множеством книг и более старых фильмов, но больше всего — романом Уильяма Гибсона «Нейромант», считающимся классикой киберпанка.

Сюжет фильма расскажет о хакере по имени Нео, который начинает подозревать, что с миром вокруг него творится что-то неладное

В сети он ищет ответ, и внезапно с ним связывается таинственный Морфеус, который обещает открыть Нео всю правду о мире и о его важной роли в нём.

Роботы

Пожалуй, это единственный пункт, которому «Матрица» соответствует. Однако, опять же, с несколькими «но». Многие произведения жанра поднимают вопрос о гуманоидах намного шире и многограннее. К примеру, у того же Филипа Дика на андроидов охотятся специально обученные люди. 

В фильме «Бегущий по лезвию», который и снят по роману Дика, этих ковбоев так и называют — «блейд-раннеры». И здесь уже андроиды восстают против людей, а не наоборот.

В «Призраке в доспехах» некоторых роботов специально смазывают маслом, из-за чего они становятся умнее. Это опасно, но по сути позволяет роботам стать любимцами и питомцами своих хозяев. Именно индивидуальность роботов дала название самой франшизе, — призраки способны практически бесконечно самовоспроизводиться и переносить себя на любые носители. В некотором роде, такой функцией обладают агенты Смиты, однако по функционалу они ограничены средой матрицы.

Что до обыкновенных роботов «Матрицы», похоже, они обладают базовым виртуальным интеллектом, потому что обмануть их проще простого — достаточно «свет» выключить.

Власть мегакорпораций и олигархов, что приводит к многочисленным и разнообразным конфликтам

Классический пример такого конфликта, если обращаться к другим произведениям, можно увидеть в прекрасном японском произведении «Психопаспорт». На этом конфликте строится весь основной сюжет, что вполне по-киберпанковски, причём в сюжет вовлечено сразу множество фигур: и олигархи (которые охотятся на живых людей с собаками и роботами как на лис), и частные корпорации, и государственные служащие (действующие лица сериала, по сути подневольные), и простые смертные, и криминальные авторитеты, и уличные банды.

В том же «Психопаспорте» девайсы из первого пункта прилагаются, причём не как вундервафли, помогающие причекериться к виртуалу, а как будничные вещи вроде смартфонов.

Как вы понимаете, у людей «Матрицы» племенное общество слишком примитивно, чтобы развиться до такого уровня.

Биоимплантаты в каждый дом. И всё это — на фоне жуткого расслоения общества

Киберпанк не был бы киберпанком, если бы в нём каждая собака не была чипирована особым образом и не имела пару имплантатов во всех органах.

Тут сходу вспоминаются такие шедевры компьютерных игр, как Deus Ex и Shadowrun. В первом ушлые китайские предприниматели толкали имплантаты и протезы буквально из-под полы. Во втором же, проще было встретить единорога, чем человека без имплантатов. Причём особенной популярностью пользовались симы, о которых — в пункте пять.

Разумеется, ничего этого в «Матрице» никогда не было. Опять же, дырки в черепе не считаются. Да и сложно назвать расслоением общества два «класса»: машин и людей.

Мафия

Чтобы далеко не ходить, можно сразу вспомнить недавнюю игру Cyberpunk 2077, где организованная мафия давно проникла в правящие корпорации. Здесь же отмечается другое типовое явление жанра, — дзайбацу: японские мафиозные правящие кланы.

В сущности, именно криминальные синдикаты правят в большинстве миров жанра. Разумеется, в формате тоталитаризма. Проявляться эта форма правления может как завуалированно, вроде того же управления эмоциями в «Психопаспорте», так и напрямую, — максимально жестоко, через террор и зачистки.

Как уже было означено выше, в мире «Матрицы» практически не обозначено расслоение классов среди людей будущего. С натяжкой, роль мафии выполняют агенты Смиты.

И если говорить о неизбежном зле в киберпанковых мирах, — кибертеррористах и киберпреступниках, — применять такое звание к главным героям можно с трудом. Поскольку в своей сути они не взламывают код матрицы напрямую, не устраивают диверсии и ловушки для агентов.

Бледный намёк на подобное есть, опять же, в последнем фильме «Воскрешение», где арка первой половины фильма строится на взломе куска кода. Однако данные явления в мире «Матрицы» являются исключением из правил, в то время как в классических мирах киберпреступность столь же обыденна, как очки виртуальной реальности. В аниме «Призрак в доспехах» у контртеррористов даже боевой вертолёт и субмарина имеются.

Наконец, генная инженерия, которая плотно соседствует с разнообразными аугментациями

В реальном мире «Матрицы» этот лакшери-сервис бомжам-сопротивленцам недоступен. Даже с поправкой на мир постапокалипсиса, непонятно, как сопротивление вообще выжило и смогло освоить подключение к матрице с таким низким уровнем научного развития.

Безусловно, всё это можно счесть моими личными придирками к «Матрице», которую я, напомню, плохим фильмом не считаю. Можно также напомнить мне о сотнях произведений, которые причислены к жанру киберпанк, но не обладают означенными вещами. Не обладают — всеми и сразу, возможно, как в том же «Бегущем по лезвию» (произведение вообще жанрообразующее, так что ему простительно). Однако всё же некие базисные вещи набираются, чтобы позволить занести произведение в жанр.

«Матрица» не обладает даже базисными вещами, а прославилась в основном за счёт философии и интересных по тем временам спецэффектов. Однако конкретно киберпанковские пятна в ней — далеко не самостоятельные. 

Начиная названием фильма, которое было взято у Гибсона и заканчивая знаменитыми зелеными буквами на черном фоне, которые были позаимствованы из «Призрака в доспехах». В «Матрице» нет каких-то самостоятельных технологий, которые выделяли бы её из массы фантастических произведений. 

На этом фоне даже фильм «Эквилибриум», который не считается представителем жанра, обладает большим количеством признаков киберпанка, нежели «Матрица». 

К слову, в «Эквилибриуме» также наблюдается постапокалипсис, но как раз он воссоздан с поразительно бережным отношением к классике киберпанка: на фоне высоких технологий здесь имеется и жутчайшее расслоение общества, и легальные наркотики, и тоталитаризм, и свой собственный синдикат (повстанцы), и полиция нравов.

Тем не менее, отсутствие виртуальной реальности и кибернетики не позволяет причислить «Эквилибриум» к жанру киберпанка. 

Так почему же, в таком случае, отсутствие многочисленных вещей позволяет причислить «Матрицу» — это вопрос, на который, пожалуй, я бы даже не хотел знать ответа. Поскольку для меня совершенно однозначно, что «Матрица» — это неплохой фантастический боевик.

Очень развитый виртуал

Здесь опять чешется рука привести в пример «Психопаспорт», поскольку там целая серия была посвящена именно виртуальному миру. Который по степени проработанности и криминальной хрени, происходившей там, даст прикурить матричному миру Вачовски аж сто раз подряд. На фоне матрицы «Психопаспорта» и зверств, которые там творятся, матрица Вачовски — это просто санаторий.

Вспоминая всё того же Гибсона, его матрица была именно что другим миром, где были собственные гильдии, банды, вольные стрелки, охотники из мегакорпораций, киберполиция нравов и прочие прекрасные люди. Более того, главный герой буквально лавировал между реальным миром и матричным, — он постоянно находился в движении, меняя места пребывания и заметая следы в обоих мирах.

Матрица Вачовски же максимально кастрирована в этом плане. Туда крутые герои выходят покурить и побегать от Смитов, это всё. А на тему заметания следов вообще не особо заморачиваются.

Высокотехнологичный человеческий мир, где практически каждому доступны новейшие технологии, пусть даже и б/у

В общем-то, на первом пункте можно было сразу и заканчивать, потому что этого в «Матрице» просто нет. Постапокалиптическая антиутопия — да, пожалуйста. Фантастика — да, пожалуйста. Но не высокотехнологичный человеческий мир

И очень важно, что он именно человеческий, поскольку киберпанк — это социальный жанр прежде всего, он не совсем про бытие одиноких сталкеров или кучку повстанцев, которые воюют против терминаторов. Он про общественные конфликты

Возьмём для примера основу основ: пресловутого «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Даже самому замызганному японскому торгашу доступны капсулы сна, карманные девайсы, импланты и прочие свистелки с перделками, о чём писатель регулярно напоминает. В этом мире забота о своих девайсах и обслуживание на регулярной основе — ритуал столь же повседневный, как чистка зубов, например.

Нельзя назвать такими девайсами порты в черепе у людей в мире Вачовски. С натяжкой это принудительная аугментация, но не более того. И нужна она для одной-единственной цели, — в то время, как в мире Гибсона каждый уважающий себя хакер пускал слюни на новейшие деки и мечтал их заполучить для более эффективного серфинга по матрице (да не той, а классической, гибсоновской).

Опять же, у Вачовски ни разу за фильм не было видно, чтобы люди в реальном мире вообще посещали каких-нибудь торговцев или мастеров этого дела. Фактически родились с дыркой в черепе — и это, в общем-то, весь прогресс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Kingame
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: